ТАКЕДЗИ ТОМИТА И ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ АЙКИДО ТАКЕМУСУ АЙКИ ТОМИТА АКАДЕМИИ

После смерти Морихея Уэсибы айкидо стало с новой силой распространяться за пределы Японии, На этой странице пойдет речь об ученике М. Уэсибы - Такедзи Томите, который в 1969 г, уехал развивать и продолжать дело, начатое М. Уэсибой. Эта статья познакомит читателя с особенностями стиля «Такемусу Айки» Т. Томиты. Т. Томита является ведущим мастером айкидо и возглавляет в настоящее время академию 'Такему-су Айки", которая находится в Швеции в г. Стокгольме и имеет свои представительства в Италии, Португалии, Англии, Франции и России. Т. Томита-сенсей (8й дан), начал тренироваться в айкидо в университете, а затем он стал учидеси (ученик, живущий в доме учителя) О-Сенсея Морихея Уэсибы в Ивама додзё к северу от г. Токио, Он также был долгое время учидеси Сайто-сенсея, который был в Ивама ближайшим помощником М. Уэсибы. В 1969 г. Томиту-сенсея пригласили переехать в Швецию. В то время ему было 27 лет, и он уже имел 4й дан, полученный от М. Уэсибы. Когда Томита был учидеси О-Сенсея Уесибы, тот был очень активен и вёл всю тренировочную практику Томита-сенсей провёл в общей сложности 7 лет в Ивама додзё. В 1992 г. после консультации с Сайто-сенсеем, который был его учителем в течение времени проведённого с М. Уесибой и после него, Томита решил пойти своим путём. Томита-сенсей говорит: "Вы никогда не должны забывать о происхождении и цели будо. Если Вы забудете, то останется только глупое подражание чистой философии и стилю жизни. Это имеет особое значение в отношении айкидо. То, что это самооборона и будо было забыто". В схватке каждый немотивированный шаг может оказаться фатальным. Поэтому предельно важно научиться сохранять свои движения гармоничными, осторожными и мощными. С этой идеей была создана академия “Такемусу Айки", чтобы сохранить основы Будо. Традиция обучения в Японии следует принципам, отличным от таких же принципов в других культурах. Эти принципы сходны во всей восточной культуре. Согласно этой традиции ученика никогда не учат всему и редко тому на чем построена система. Год за годом он проводит в тренировках, пытаясь подражать учителю. Ошибка за ошибкой, тупик за тупиком, до тех пор пока ученик не найдет тот путь, который будет являться действительным для него. Этот метод требует многих лет упорных тренировок и строгой дисциплины. Многие бросают свои поиски, так и не достигнув точки понимания. Как пояснить древнюю подготовку, созданную самураями во времена и в обществе резко отличающихся от наших? Их строгие и жесткие тренировки в течение всей истории создали очень искусные средства самообороны. Искусство, которое долгое время было недоступно для тех, кто не принадлежал к клану самураев и особенно для европейцев. Многие верят, что они понимают истинное значение айкидо, но на самом деле они упустили основу из-за недостатка понимания традиционного метода обучения и японской культуры. Количество техник не имеет значения. Академия Томиты-сенсея "Такемусу Айки" основана на фундаментальных принципах будо и айкидо. Путь достижения понимания позиции лежит через тщательность и систематичность. Целью тренировок различных техник никогда не является техника сама по себе, цель - понять их общность, их внутреннюю сущность. Каждая техника способствует проникновению в суть Авасе, Тайсабаки, и Кокю- рёку. Только тогда постигается сущность этих центральных принципов, только тогда техника может расширяться и стать в истинном смысле продвинутой. Эти принципы демонстрируют сущность тренировок академии "Такемусу Айки" Т.Томиты, они построены в форме пирамиды, нижний уровень которой:


КОТАЙ - это базовая форма, то с чем знакомятся в первую очередь. Чтобы быть в состоянии начать заниматься правильно, очень важно постичь базовую форму.

Следующий уровень пирамиды это

ДЗЮТАЙ, когда предыдущий уровень становится естественным. Затем надо развивать чувство партнера (АВАСЕ): синхронность, мощь движения, умение правильно оценивать величину и направление силы противника.

КОКЮ-РЁКУ: как сконцентрировать силу тяжести тела. Западные люди понимают силу как сокращение мускулов. Мышцы расширяются при сокращении. В айкидо мы учимся использовать силу в спиральных движениях из центра тела, это противоположно сокращению.

ТАЙСАБАКИ - означает центрированное движение. В айкидо, если ваши движения тела правильны, вы становитесь похожи на вращающийся волчок. Вы всегда стараетесь вовлечь партнера во вращение вокруг вашей вертикальной оси. Эти движения должны быть плавными, какие бы силы ни пытались помешать ему. Посредством ТАЙСАБАКИ вы вовлекаете партнёра в ваше сферическое движение и ведёте его по своей воле. Так вращающийся волчок придаёт движение предметам, с которыми соприкасается.

На уровне ДЗЮТАЙ тело и разум должны действовать вместе автоматически также быстро и естественно, как вы отрываете руку от горячей печки. Теперь вы также понимаете важность правильной оценки этой техники. Это длинный и трудный путь. Вы должны тренироваться каждый день и помнить о начале,

РЮТАЙ - более профессиональный и более мощный уровень. Здесь вы должны иметь абсолютный контроль внутренних принципов АВАСЕ, КОКЮ-РЁКУ, ТАЙСАБАКИ.

Мы часто изображаем путь для занятий айкидо как пирамиду, у которой КОТАЙ - базовая форма, образует основание. Вы также можете представить этот путь как айсберг, основная часть которого скрыта под водой. Традиционный японский путь обучения боевым искусствам состоит в том, что мастер показывает только вершину айсберга - РЮТАЙ. Ученики должны догадываться и представлять то, что лежит под поверхностью. Когда этот способ обучения столкнулся с западной культурой, многие люди не смогли рассмотреть невидимую часть айсберга. Особенностью стиля "Такемусу Айки" является комбинированная система (РИ-АЙ). Вообще говоря айкидо известно по технике ТАЙДЗЮЦУ (работе без оружия). Однако движения в ТАЙДЗЮЦУ основаны на движениях с мечом (боккен) и палкой (дзё). Сложно разделить движения, которые основывают технику с оружием и движения, которые основывают ТАЙДЗЮЦУ. Гармоничное объединение обоих создает единое айкидо. Существует разница между тем, как О-сенсей обучал в разных местах. О-сенсей не обучал оружию в ХОМБУ ДОДЗЁ! Правильный Риай (связь между оружием и тайдзюцу) не преподавался в ХОМБУ ДОДЗЁ, об этом лишь говорилось. О-сенсей обучал оружию и правильному РИАЙ в Ивама. Именно там О-сенсей тренировался и учился по настоящему сурово. Развитие в Ивама началось в 1945 г. и завершилось где-то между 1960-65 гг. Айкидо развивалось во время этого периода в Ивама. Изучение и практика оружия было долгое время страстью основателя. Те, кто предлагает другие варианты, игнорируют историю айкидо, либо преследуют политические цели. Исторический факт, что основатель запретил практику кен и дзё в Айкикай Хомбу Додзё. В Хомбу Додзё было опубликовано заявление Моритеру Уесибы и Масатаке Фудзиты, что тренировка с оружием не является частью Айкидо. Даже организация не сможет злоупотреблять этой точкой зрения для достижения индивидуального уровня своего додзе, если нет этой готовности принять и проводить в жизни правильный набор правил. Из-за этого мастера Айкикай часто вместо работы айки-кен и айки-дзё используют в качестве работы с оружием и включают в свой курс йайдо и работу с дзё других школ, что противоречит принципам айкидо. Из истории развития айкидо видно, что основное техническое влияние оказало Дайто-рю айкидзюцу. Учитель Уесибы - Сокаку Такеда был мастером фехтования и знатоком ору-жия, потратившим многие годы своего образования на изучение различных видов оружия. Такеда внедрил оружие в технику дзю-дзюцу, как наиважнейший компонент его обучения воинским искусствам в те годы, когда ношение меча было запрещено законом. Будзюцу Такеды было всесторонне естественным и никак не могло рассматриваться как ограниченное единство техник дзю-дзюцу. Техники Дайто-рю были построены на принципах работы с мечом. С 1942 г. и до конца 1950, Морихей Уесиба потратил очень много времени в своём деревенском додзё в Ивама на эксперименты развития айки-кен и айки-дзё. Хотелось бы обратить внимание на то, что множество названий техник айкидо заимствовано из кендзюцу. Такие слова, как тегатана, сёмен ути, ёкомен ути и сихонаге в чистом виде отражают основу знаний фехтования. Таким же образом, основная характеристика техники движения тела в айкидо - ириминаге, базируется на "тычковых" (колющих)движениях и входе с мечом. Очевиден тот факт, что полная концепция ирими или входа заимствована из техники меча. Во время пребывания в додзё у Томиты-сенсея мы очень много работали с оружием, что глубоко раскрывает понимание принципов и основ айкидо. Знакомство с Томитой-сенсеем состоялось в 1992 году в г. С-Петербург. Это был необычный год для мира айкидо. Президиум Федерации айкидо г. С-Петербурга подготовил и провёл с 24 по 28 июня 1 й международный Фестиваль Айкидо "Белые ночи - 92". Фестиваль задумывался и проводился не только как учебно-методический. Его целью было содействие развитию контактов между занимающимися айкидо, различных регионов России и ''ближнего зарубежья", знакомство и укрепление дружбы между теми, кто серьёзно занимается айкидо и оказание помощи тем, кто ещё только недавно познакомился с этим видом воинских искусств. Кроме Томиты-сенсея на фестивале присутствовал еще один видный мастер айкидо, Тамура-сенсей (в то время 7й дан), как и Томита работающий в Европе. Благодаря их благосклонности удалось обогатить программу фестиваля: до начала фестиваля провёл 4х дневный семинар Томита, а после окончания фестиваля состоялся 4х дневный семинар сенсея Тамуры. Тренировки сенсея Томиты проводились на базе клуба "Такемусу Айки", который был организован в 1989 г. Василием Ивановичем Емельяненко. В день закрытия фестиваля на зимнем стадионе были проведены показательные выступления. Вход на зимний стадион был свободным. Программа выступлений состояла из двух отделений. В первом отделении показали своё мастерство представители России и "ближнего зарубежья". Во второй части технику айкидо демонстрировали Томита-сен-сей и сенсей Тамура. Зрители стоя аплодировали японским мастерам, несомненно, эта демонстрация айкидо явилась самым ярким событием фестиваля, его великолепным украшением, увиденное осталось в нашей памяти навсегда. В первой части сенсей Томита продемонстрировал работу с традиционным оружием айкидо: с дзё и боккеном. В начале была продемонстрирована раскладка ката на 31 движение в паре. Его уке Карлос Портос (Португалия ныне 5й дан) изо всех сил старался обнаружить слабые места в защите Томиты -сенсея. Т. Томита быст-рыми и мягкими передвижениями уходил из пределов досягаемости, одновременно нанося мощные контратаки: ни тени беспокойства не было со стороны Томиты -сенсея во время его демонстрации, он был полностью спокоен, как подобает держать себя мастеру более высокого ранга. Однако мысленно он был сконцентрирован. При демонстрации техники айки-дзё и айки-кен Томита-сенсей показал, что тренировка с оружием является непосредственной базой в айкидо. Он олицетворял собой фразу "Гармония в движении". Он был чрезвычайно эстетичен и грациозен в манере держать себя на татами. Его приверженность правильности этикета была весьма впечатляющей. И что было самым примечательным в Айкидо Сенсея Томиты - это ясность и прозрачность его техники айкидо, и его высокий стандарт. семинар и фестиваль произвели на всех большое впечатление, и некоторые решили следовать примеру Томиты -сенсея и посвятить свою жизнь практике айкидо. Кто же на самом деле был этот Томита? Такедзи Томита родился 3 февраля 1942 года в префектуре Судзуки Города Мицубиси, о. Хонсю, восьмым ребёнком в семье, в которой было 9 детей. Он говорит, что принял строгое, суровое воспитание, так как это было время безжалостной войны. Семья и предопределила его серьёзное изучение будо: вместе со своей младшей сестрой он стал студентом Айкикай Хомбу в Токио. Третий брат Томиты, офицер полиции, практикует дзюдо, кендо и тайхо-дзюцу (полицейская техника задержания), его четвертый брат получил 2й дан в Ёсинкан айкидо во время обучения в университете. В детстве он слышал много рассказов о различных мастерах будо. Его героями были такие фигуры, как Цукахада Бокуден - известный мастер меча, Сутата Сансиро - герой многих рассказов о дзюдо [известный по фильму Гений дзюдо"). Эти истории взбудоражили воображение молодого Томиты. Однажды он рассказал, что будучи подростком, он мечтал стать каратистом и в своих мечтах видел себя сильным и полностью контролирующим любые ситуации. Однако когда он поступил в университет в 1961 году, то, к чему он обратился - было айкидо. Возможно, справедливо было бы ожидать, что великие люди будо такие как Томита-сенсей, впервые знакомились с их искусством, также как это случилось со Святым Павлом по дороге в Дамаск. Что же касается Томиты, то он пришел в айкидо додзё университета потому, что там занимался его приятель. Почти сразу же он почувствовал что-то особенное в этом виде будо, В этом додзё Томита встретил своего первого сихана -Сёдзи Нисио, мастера с сильной подготовкой ещё и в других видах единоборств и главного инструктора университетского додзё. Томита оказался в это время под большим влиянием Нисио-сен-сея, и особенно восхищался сильными и быстрыми движениями айкидо в его исполнении. Учась в университете в 1963 году, с маленькой группой занимающихся айкидо он отправился в Айки-Храм в Ивама додзё в Ибараги-Гун для стажировки вместе с О-сен-сеем. Встреча с Уесибой поражает молодого Томиту, он понимает, что выбор айкидо был правильным и таким образом он решает стать учидеси (ученик, живущий в доме учителя.) Впервые, Томита увидел основателя здесь в Иваме, Томита описывает это так: "В первый раз, когда я увидел О-сенсея, я тотчас осознал, что встретил уникального человека. Внешность О-сенсея была описана тысячи раз, но по истине он был самым экстраординарным человеком - маленький и живой, с самым пронизывающим взглядом и всегда элегантный в своём кимоно. Я очень хорошо помню, что когда он, как обычно, сидел в додзё во время тренировки, его взгляд был мягким и наблюдающим, но как только он начинал обучение, его глаза совершенно менялись. Его взгляд приобретал необычный блеск, которого я никогда не видел раньше, да и с тех пор тоже". В начале 60х О-сенсей находился в расцвете сил, и был глубоко почитаем все-ми. Он был в прямом смысле этого слова ведущим мастером айкидо, и его авторитет никто не ставил под сомнение. Во время первого визита в Иваму Томита, также встретил человека, который сформировал его айкидо. Этим человеком был Морихиро Сайто-сенсей. Томита-сенсей увидел, что Ивама была сродни старой традиционной деревне, и что додзё само по себе было очень серьёзным местом. Молодой Томита вскоре стал учидеси для Сайто и был принят семьей этого великого мастера. Стать почётным членом семьи Сайто было поистине трудной задачей - не только тренировочный режим, который был довольно строгим и разумеется, очень тяжелым физически, был обязателен для Томиты, но и работа в саду и помощь Сайто-сенсею и его жене в уходе за О-сенсе-ем. Несколько раз в неделю он отправлялся в Иваму (2 часа от Токио) в то время как все отправлялись на уик-энд. В течении 5-и лет он плодотворно занимался с О-сенсеем и Сайто-сенсеем. Едва за кончив учёбу в университете и получив диплом, Томита-сенсей в начале 1968 г. отправился в Ивама для того, чтобы полностью посвятить себя Айкидо, став учеником в додзё у О-сенсея. Годы, проведенные Томитой в Ивама, были серьёзной школой принципов будо: "Мы не только много практиковались или ощущали на себе довольно жёсткое обращение Сайто во время тренировок. О-сенсей учил меня, как держать себя, как вести себя в мире будо! Он также рассказывал о его связи с синто, и о том, как оно относится к айкидо. Я никогда не забуду это время". После смерти М. Уесибы в 1969 г. Томита-сенсей приезжает в Швецию, получив задание преподавать айкидо в Скандинавии. Он выполнял эту работу как дебютант в университете Стокгольма. В то время он имел много учеников, наиболее преданные из них, сопровождали его на различных этапах его жизненного пути, а десяток их ещё сегодня занимается с ним в его додзё "Таке-мусу Айки" в Стокгольме. Кроме того, большая часть учителей в клубах Скандинавии были и остаются его учениками. Сегодня Томита-сенсей, которому в организации Айкикай в Токио присвоили 8й дан, за технические и педагогические качества активно работает в своей организации "Такемусу Айки" в Швеции. Он преподает также во Франции, Италии, Португалии, Великобритании и в России. Томита-сенсей - великий практик и учитель Такемусу Айки" . он много делает для пропаганды этого направления наследия О-сенсея. Такедзи Томита - истинный благородный воин современного айкидо.