|
Приветствия |
|
|
Атэми – удары |
|
Кайтэн-нагэ |
бросок вращением |
До:мо |
спасибо |
|
Атэми |
удар. Применяется для выведения противника из равновесия |
|
Кокю-нагэ |
бросковая техника с использованием кокю |
До:мо-аригато: годзаймасита |
Большое спасибо. Сердечно благодарю. Слова благодарности инструктору произносимые учениками в конце тренировки |
|
Цуки (цки) |
тычок, удар кулаком, мечом или дзё |
|
Коси-нагэ |
бросок через бедро |
О-нэгай-симас (О-нэгай-шимас) |
Будьте любезны; Прошу Вас; Традиционное приветствие в начале занятий означающее: "пожалуйста давайте начнём заниматься". |
|
дзёдан |
удар в верхний уровень (в область подбородка) |
|
Котэ-гаэси |
бросок Айкидо, осуществляемый за счёт сгибания запястья |
|
техника айкидо |
|
чудан |
удар в средний уровень (в область живота) |
|
Куби-нагэ |
бросок партнёра со скручиванием головы руками или с "Х" - образным захватом ногами или поясом |
Вадза |
технические разделы в айкидо |
|
гэдан |
удар в нижний уровень (в область паха) |
|
Сихо-нагэ |
бросок на четыре стороны - одна из основных бросковых техник Айкидо. Внешнее вращение руки. |
Кихон-вадза |
базовая техника, основы |
|
Ути (учи) |
рубящий удар |
|
Тэнси-нагэ (Тэнти-нагэ) |
бросок небо-земля |
Сувари-вадза |
техника исполнения приёмов, когда оба партнёра сидят на коленях |
|
Ёкомэн-учи |
боковой рубящий удар. Омотэ-ёкомен-учи - удар с внешней стороны; Ура-ёкомен-учи - удар изнутри |
|
Дзюдзи-гарами |
"сплетение рук в виде креста" |
Осаэ-вадза |
техника болевых удержаний |
|
Мэн-учи |
рубящий удар в лицо, один из базовых ударов в Айкидо. Исполняется с передней руки с подшагом |
|
Гяку-котэ-гаэси |
обратный котэ-гаэси |
Тати-вадза |
техника исполнения приёмов, когда оба партнёра стоят |
|
Сёмэн-учи (шомэн-учи) |
фронтальный рубящий удар. Как правило выполняется с шагом вперёд |
|
Удэ-кими-нагэ |
бросок с использованием фиксированного контроля сустава руки (локтя) |
Усиро-вадза |
раздел Айкидо, изучающий приёмы от атак сзади |
|
Уракэн-ути |
обратный рубящий удар кулаком |
|
Хидзи-осаэ (Хидзи-кимэ-осаэ) (рокё; хидзи-дзимэ) |
удержание фиксированным воздействием на локоть |
Тати-дори |
<раздел в Айкидо изучающий технику обезоруживания противника, вооружённого мечом/td>
| |
Ути-коми |
проникающий рубящий удар |
|
Санкё-нагэ |
бросковый вариант санкё |
Дзё-дори |
отбирание дзё, т.е. приемы обезоруживания противника; захват дзё атакующего партнёра для проведения броска или контроля |
|
Ути-ороси |
Рубящий удар кулаком или рукой с "тяжёлым опусканием". Один из видов атэми. Например применяется при кайтэн-нагэ |
|
Санкё-ути-кайтэн |
исполнение техники санкё (скручивания запястья) через вход ути-кайтэн |
Дзё-кихон-субури (Дзё-субури) |
базовые движения с дзё |
|
Рэндзоку-учи-коми |
последовательное нанесение рубящих ударов рукой, мечом или дзё |
|
Сото-кайтэн-нагэ |
бросок наружным вращением |
Танто-вадза |
раздел в Айкидо, изучающий технику применения ножа и его обезоруживания |
|
Ёко-гэри |
боковой удар ногой |
|
Тобу-нагэ |
бросок за голову |
Таниндзу-дори |
раздел в Айкидо, изучающий приёмы освобождения от захватов двух и более противников |
|
Кэкоми |
проникающий удар ногой |
|
Удэ-гарами |
"оплетение рук". Один из видов контролирующих приёмов, исполняемых в ура-вадза |
Тэ-ходоки |
раздел Айкидо и Айкибудо, изучающий способы освобождения от захватов; иногда с обозначением атэми |
|
Кэагэ |
восходящий удар ногой |
|
Ура-кайтэн-нагэ |
обратный кайтэн-нагэ с движением тэнкан |
Тайхо-вадза |
техника "конвоирования, ареста" противника |
|
Маваси-гэри |
круговой удар ногой |
|
Айки-отоcи |
техника Айкидо основанная на опрокидывание партнёра путём выведения его из равновесия "выдёргиванием" ног в сторону потери равновесия |
|
Команды в айкидо |
|
Маваси-цуки |
круговой удар кулаком |
|
Кири-отоcи |
опрокидывающее срубание вниз. Название одной из бросковых техник Айкидо |
Рэй |
Поклон, приветствие, вежливость. Используется как команда (возглас наставника), сигнал для приветствия |
|
|
Захваты |
|
|
|
Ямэ |
Стоп! Прекратить! Закончить! |
|
Тори (дори) |
захват |
|
|
Части тела |
Хадзимэ (хаджимэ)- |
команда: Начали! |
|
Кататэ-тори |
захват за запястье руки |
|
Ката |
плечо |
Седза (сейдза) |
Сесть! |
|
Ай-ханми-кататэ-тори |
одноимённый захват запястья |
|
Кататэ |
запястье; одна рука |
|
Стороны и направления |
|
Гяку-ханми-кататэ-тори |
разноимённый захват запястья |
|
Котэ |
запястье |
Маэ |
лицевой, передний, вперед, впереди |
|
Моротэ тори |
удержание одной руки двумя руками |
|
Коси |
бедро, поясница |
Усиро |
сзади, задний, назад, позади |
|
Ката-тори |
захват за плечо |
|
Куби |
горло, горловина |
Омотэ |
лицевой. Техника исполнения приёмов на вхождение |
|
Ката-тори-мэн-ути |
захват за плечо с одновременным ударом второй рукой |
|
Мунэ |
грудь |
Ура |
обратный, оборотный, задний |
|
Ката-дзюдзи-симэ |
удушение "Х" - образным захватом спереди |
|
Мэн |
маска, шлем, лицо |
Ути |
внутрь, внутренний, изнутри, рубящий удар |
|
Куби-симэ |
мертвая хватка, удушение |
|
Рё-тэ |
две руки |
Сото |
внешний, наружный, во вне |
|
Мунэ-тори |
захват за отворот куртки в области груди |
|
Тэгатана |
меч-рука |
Сёмэн |
Фасад, фронт, лицевая часть чего-либо |
|
Рё-мунэ-тори |
захват за отвороты кимоно двумя руками |
|
Тэ |
рука |
Уэ |
верх |
|
Рё-тэ-тори |
захват двух рук партнёра спереди |
|
Хара |
живот |
Ёко |
сторона, бок, сбоку, в бок, в сторону, боковой параллельною |
|
Рё-ката-тори |
захват за оба плеча или лацкана |
|
Хидзи |
локоть |
Асоко |
вон там |
|
Рё-содэ-тори |
захват за два рукава |
|
Хидза |
колено |
|
Стойки и позиции |
|
Рё-хиджи-тори |
захват за два локтя |
|
Юби |
палец |
Сэйдза |
традиционная японская манера сидеть. Сидят на коленях, большие пальцы ног скрещены сзади. Спина прямая. Голову держат прямо |
|
Усиро-ката-тори |
захват сзади за плечо одной рукой |
|
Аго |
челюсть |
Камаэ |
стойка, позиция |
|
Усиро-кататэ-тори |
захват сзади за запястье |
|
Аси (аши) |
нога, ступня |
Ханми-но-камаэ |
Базовая стойка Айкидо |
|
Усиро-кататэ-тори куби-симэ |
удушение сзади с одновременным захватом одной руки (запястья). |
|
Аси-куби |
лодыжка, щиколотка |
Ай-ханми |
односторонняя стойка. Взаимное расположение, когда УКЕ и НАГЕ находятся в одноименных стойках (правая-правая, левая-левая) |
|
Усиро-куби-симэ |
удушение сзади захватом за отворот или двумя руками |
|
Атама |
голова |
Гяку-ханми |
разноимённая стойка относительно позиции партнёра |
|
Усиро-рётэ-тори |
захват сзади двумя руками за две руки |
|
Дзенван |
предплечье |
Миги-ханми |
правосторонняя стойка |
|
Усиро-рёката-тори |
захват за два плеча сзади |
|
До |
туловище |
Хидари-ханми |
левосторонняя стойка |
|
Усиро-рётэ-тори |
захват сзади за обе руки |
|
Кэн |
меч, а также кулак |
Гэдан-но-камаэ |
позиция, при которой меч (или рука) находится на нижнем уровне |
|
Усиро-рёхидзи-тори |
захват сзади за два локтя |
|
Миги-тэ |
правая рука |
Тюдан-но-камаэ |
позиция, при которой меч (или рука) находится на среднем уровне |
|
Усиро-ситатэ-тори |
обхват сзади на уровне груди с замком рук (под руками партнёра) |
|
Миру |
видеть |
Дзёдан-но-камаэ |
позиция, при которой меч (рука) находится в верхем уровне |
|
Усиро-уватэ-тори |
обхват сзади на уровне груди с замком рук (поверх рук партнёра) |
|
Синтай |
тело человека, организм |
Хассо-но-камаэ |
позиция подобная восьмёрке. Позиция рук (или меча, дзё) сбоку от головы при уравновешенной позиции локтей и тела |
|
Усиро-эри-тори |
захват сзади за воротник |
|
Мэ |
глаз, зрение |
Ваки-но-камаэ |
стойка фехтовальщика, при которой меч находится сбоку |
|
Усиро-эри-тори-мэн-ути |
захват сзади за воротник с рубящим ударом по голове |
|
Сокэй |
пах |
Дзансин |
"непрерывная концентрация духа, проступающее сознание". Каждый связан с партнёром, даже после броска, контролируя его, одновременно готовый отразить атаку со всех сторон |
|
Хидзи-тори |
захват за локоть |
|
Тай |
тело, корпус, основа, великий, большой |
Дзюсин-камаэ |
позиция нагэ после завершения приёма. (нагэ должен сохранять равновесие и полное представление об окружающей обстановке) |
|
Эри-тори |
захват за воротник |
|
Тэкуби |
горловина руки; запястье |
|
Передвижения в айкидо |
|
Хантай-тори |
"обратный захват" руки |
|
|
|
Укэми |
"принимать телом". Раздел в Айкидо изучающий искусство безопасного падения (страховки) когда проводят приём |
|
|
Техники |
|
|
|
Маэ-укэми |
кувырок вперёд, а также все виды падений вперёд на руки |
|
Иккё (Иккё-осаэ) |
1-й контроль. Рычаг с выпрямлением руки |
|
|
|
Усиро-укэми |
страховка назад, а также все виды падений назад |
|
Никё (Никё-осаэ) |
2-й контроль. Удержание скручиванием запястья |
|
|
|
Ёко-укэми |
падение, страховка на бок |
|
Санкё (Санкё-осаэ) |
3-й контроль удержания. Скручивание запястья |
|
|
|
Тэнкан |
вращение, поворот. Один из двух основополагающих движений в Айкидо использующий принцип ура |
|
Ёнкё (Ёнкё-осаэ) |
4-й контроль удержания. Рычаг со сдавливанием и вращением руки |
|
|
|
Сикко |
техника передвижения на коленях |
|
Гокё (Гокё-осаэ) |
- пятый приём удержания противника |
|
|
|
Ирими |
вхождение |
|
Нагэ (тори) |
- бросок. Также тот, кто исполняет технику на укэ (тот кто выполняет атаку) |
|
|
|
Хассо |
движение по восьмёрке |
|
Ирими-нагэ |
- бросок прямым вхождением |
|
|
|